Выставка продолжает культурологический проект «Советское наивное искусство», стартовавший в 2007 году. Проект посвящён уникальному явлению в отечественной культуре 19601990-х годов «советскому примитиву».
Тема наивного искусства это прежде всего тема исчезающей культурной памяти. Творчество советских «наивных» художников сегодня стремительно уходит в прошлое. А вернее в никуда. Картины самоучек навсегда пропадают из общественного поля зрения, в лучшем случае оседая в частных коллекциях, в худшем погибают с уходом их авторов. Этот культурный слой невосполним: авторы картин, как правило, очень пожилые люди, а многих уже нет в живых. Их искусство имеет подлинную ценность там, где оно возникло, и необходимо прежде всего нам, родившимся и живущим в этой стране.
Первым этапом проекта Издательской программы «Интерроса» «Советское наивное искусство» стал выпуск в 2007 году одноимённой
Представляя наследие «советского примитива», Издательская программа «Интерроса» обращается не только ко вчерашнему, уже экзотическому опыту жизни в СССР, но также к обстоятельствам существования наивного искусства и его художественным свойствам.
Интерес к искусству, возникающему «в гуще народной жизни», стабилен на протяжении всего ХХ века. Успех Нико Пиросмани, поиски неопримитива в работах Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, увлечение языком примитива в творчестве художников
Обратное влияние профессионального искусства на самодеятельное создавала сама советская действительность. Многие профессиональные художники, сосредоточенные на собственном творчестве и избегавшие подённой работы над заказными портретами вождей и панорамами заводов в комбинатах Художественного фонда, часто шли преподавать в клубы, художественные школы, дома культуры. В Заочном народном университете искусств (ЗНУИ) , существовавшем долгие годы, преподавали известные живописцы и графики. Художник и ученик, разделённые не только опытом предшествовавшей жизни, но и сотнями километров, надолго становились друзьями по переписке. Ученики присылали новые работы, а педагоги писали рецензии, давали профессиональные советы.
Вернисаж выставки «Наивная история» собрал множество гостей, неравнодушных к наивному искусству СССР. В «комнатах» экспозиции можно было встретить писателя и телеведущую Татьяну Толстую, главного редактора Службы информации телеканала «Культура» Владислава Флярковского, режиссёра Кирилла Серебренникова, писателя, историка и драматурга Олега Шишкина, директора Омского завода имени Попова Ивана Полякова, исполнительного директора российского отделения Международного совета музеев (ICOM) Галину Андрееву, ведущих столичных галеристов, арт-критиков и обозревателей.
Вернисаж был оформлен в духе советского Нового года, с ёлкой, украшенной игрушками ручной работы, и стилизованным ностальгическим буфетом.
Фоторепортаж с открытия выставки: http://interros.ru/photos/naive
В 2009 году Издательская программа «Интерроса» планирует серию передвижных выставок советского наивного искусства в российских регионах. Следующим городом, где пройдёт выставка «Наивная история», станет Красноярск.
Инициатор и организатор выставки Издательская программа компании «Интеррос».
Руководитель проекта: Ирина Остаркова.
Подбор работ: Сергей Сафонов.
Архитектор выставки: Юрий Аввакумов.
Художник выставки: Алёна Кирцова.
Выставка продлится до 18 января 2009 года.