Русский / English
Введите запрос
18.12.2008
Выставка Издательской программы «Интерроса» «Наивная история» открылась в Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева (МУАР).

Выставка продолжает культурологический проект «Советское наивное искусство», стартовавший в 2007 году. Проект посвящён уникальному явлению в отечественной культуре 1960–1990-х годов — «советскому примитиву».

Тема наивного искусства — это прежде всего тема исчезающей культурной памяти. Творчество советских «наивных» художников сегодня стремительно уходит в прошлое. А вернее — в никуда. Картины самоучек навсегда пропадают из общественного поля зрения, в лучшем случае оседая в частных коллекциях, в худшем — погибают с уходом их авторов. Этот культурный слой невосполним: авторы картин, как правило, очень пожилые люди, а многих уже нет в живых. Их искусство имеет подлинную ценность там, где оно возникло, и необходимо прежде всего нам, родившимся и живущим в этой стране.

Первым этапом проекта Издательской программы «Интерроса» «Советское наивное искусство» стал выпуск в 2007 году одноимённой 380-страничной иллюстрированной книги. Выставка «Наивная история» — второй этап проекта. Экспозицию из 110 работ, развёрнутую в помещении Аптекарского приказа Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева, составили опубликованные в книге произведения, а также ряд картин и рисунков, не вошедших в книгу. Работы сгруппированы и оформлены в виде восьми уроков рисования на заданную тему: «Идеология», «Мужчина и Женщина», «Семья», «На улице», «Труд», «Курение и Пьянство», «Больница», «Армия». Архитектура выставки представляет собой лабиринт оклеенных обоями комнат, выстроенный в центральной части помещения Аптекарского приказа. 15 динамиков по периметру зала транслируют зачитанные вслух выдержки из методических пособий по рисованию 1950-х годов.

Представляя наследие «советского примитива», Издательская программа «Интерроса» обращается не только ко вчерашнему, уже экзотическому опыту жизни в СССР, но также к обстоятельствам существования наивного искусства и его художественным свойствам.

Интерес к искусству, возникающему «в гуще народной жизни», стабилен на протяжении всего ХХ века. Успех Нико Пиросмани, поиски неопримитива в работах Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, увлечение языком примитива в творчестве художников 1930-х годов и новая волна интереса к нему в 1960-х — все это позволяет говорить о закономерном влиянии наивного искусства на профессиональный художественный процесс. В стране, где рисование яблока на школьном уроке должно было «способствовать сопереживанию труду колхозников и совхозников», а граждане, по данным статистики, тратили в среднем чуть меньше двух копеек в год на посещение музеев и выставок, тяга к занятиям всякого рода искусством была поразительно велика.

Обратное влияние профессионального искусства на самодеятельное создавала сама советская действительность. Многие профессиональные художники, сосредоточенные на собственном творчестве и избегавшие подённой работы над заказными портретами вождей и панорамами заводов в комбинатах Художественного фонда, часто шли преподавать в клубы, художественные школы, дома культуры. В Заочном народном университете искусств (ЗНУИ) , существовавшем долгие годы, преподавали известные живописцы и графики. Художник и ученик, разделённые не только опытом предшествовавшей жизни, но и сотнями километров, надолго становились друзьями по переписке. Ученики присылали новые работы, а педагоги писали рецензии, давали профессиональные советы.

Вернисаж выставки «Наивная история» собрал множество гостей, неравнодушных к наивному искусству СССР. В «комнатах» экспозиции можно было встретить писателя и телеведущую Татьяну Толстую, главного редактора Службы информации телеканала «Культура» Владислава Флярковского, режиссёра Кирилла Серебренникова, писателя, историка и драматурга Олега Шишкина, директора Омского завода имени Попова Ивана Полякова, исполнительного директора российского отделения Международного совета музеев (ICOM) Галину Андрееву, ведущих столичных галеристов, арт-критиков и обозревателей.

Вернисаж был оформлен в духе советского Нового года, с ёлкой, украшенной игрушками ручной работы, и стилизованным ностальгическим буфетом.

Фоторепортаж с открытия выставки: http://interros.ru/photos/naive

В 2009 году Издательская программа «Интерроса» планирует серию передвижных выставок советского наивного искусства в российских регионах. Следующим городом, где пройдёт выставка «Наивная история», станет Красноярск.

Инициатор и организатор выставки — Издательская программа компании «Интеррос».

Руководитель проекта: Ирина Остаркова.

Подбор работ: Сергей Сафонов.

Архитектор выставки: Юрий Аввакумов.

Художник выставки: Алёна Кирцова.

Выставка продлится до 18 января 2009 года.