Русский / English
Введите запрос
22.04.2024
«Это новое понимание, как должно работать международное разделение труда», — интервью Владимира Потанина

Основатель «Интерроса» и президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» рассказал о новых направлениях бизнеса, в том числе международных, экологических программах, а также о противостоянии санкциям.


Об итогах реализации первой линии «Серной программы»

«Процесс запуска оказался более болезненным, чем это можно было ожидать — из-за отказа многих западных партнеров от выполнения своих обязательств. Но проект успешно осуществляется, мы достигли технических характеристик, которые закладывали, а это более 99% улавливания серы. То есть, технология физически работает в огромном промышленном масштабе. А работоспособность технологии была главным риском, поскольку этот проект новаторский», — рассказал Владимир Потанин.

Он также отметил, что в результате запуска программы экологические обязательства «Норникеля» перед государством компания выполнит в соответствии с подписанным планом.

«После выхода на проектные показатели выбросы в Норильске сократятся на 45%, а это означает улавливание почти 1 млн тонн диоксида серы. Для этого мы в конце третьего квартала будем запускать вторую и третью линии на Надеждинском заводе».

 

Переосмысление стратегии «Норникеля»

«Я бы сказал, что переосмысление приходит к нам последние четыре года, на него повлияли и опыт пандемии, и санкции, и многое другое», — отметил Владимир Потанин.

Он также объяснил, какие аспекты экологических программ все еще требуют доработки:

«В результате улавливания серы, производства серной кислоты и последующей ее нейтрализации мы производим много миллионов тонн гипса, которые храним в гипсохранилище. Это экологически безопасный вид отходов, но за десятилетия, которые нам еще предстоит работать в Арктике, мы произведем огромные объемы гипса. Получается, что мы тратим большие средства на то, чтобы закопать в землю гипс».

Владимир Потанин рассказал, что вопрос перепроизводства гипса касается и Медного завода. Одновременно с этим завод оказывает влияние на сам город, поскольку находится в непосредственной близости — время от времени производство приходится останавливать для сокращения выбросов.


Альтернативный выход — новые международные партнерства

«Как всегда бывает в таких случаях, только нестандартный ход поможет решить проблему. Способствовал этому решению негатив в виде санкций против российской цветной металлургии. Сейчас эти санкции формализованы, но и до этого, как и другие производители российских сырьевых и прочих товаров, мы столкнулись с отказами клиентов, необходимостью предоставлять скидки. Это давление заставило задуматься над тем, как правильнее доставлять наш товар до рынков сбыта. И одним из таких нестандартных решений является перенесение части производства на рынки непосредственного потребления. Так родилась идея создания плавильных мощностей по медному концентрату в Китае».

Владимир Потанин отметил, что этот шаг позволит приблизить товар к месту потребления, и тогда финальный продукт будет продаваться как китайский. А в этом случае его гораздо сложнее санкционировать.

Кроме того, перенос части производства в Китай поможет модернизировать экологические программы:

«Побочным продуктом при производстве может быть серная кислота, этот продукт востребован на китайском рынке, мы сможем его там продавать. Кроме экономических соображений, такая схема целесообразна и с точки зрения экологии: мы ничего не будем закапывать в нашу тундру, нашим потомкам лет через сто это [гипс] не придется откапывать».

 

Взаимовыгодное международное сотрудничество

«Это новое понимание того, как должно работать международное разделение труда. Мы договариваемся с дружественными юрисдикциями о том, кто в чем более эффективен, при этом сохраняя всю цепочку компетенций. Возникает win-win ситуация. «Норильский никель» сосредоточится на тех компетенциях, которые для нас наиболее выгодны и эффективны — добыча и обогащение, и получит цепочку производства батарей. Наши экологические проблемы, проблемы расчетов, проблемы доступа на рынок, проблемы кастомизации нашего товара под рынок потребления мы переносим туда, где они решаются наиболее эффективно, в данном случае — в Китай. А на Китай приходится 50% потребления никеля и меди, и сейчас с учетом отказа Европы и Америки от нашего товара, на Китай будет приходится более половины нашей реализации».


Стратегически важные технологии взамен на производство

«Перенося плавильное производство ближе к рынкам сбыта, у нас появляется возможность освоить технологии по производству батарейных материалов. Располагая этими технологиями, мы совместно с «Росатомом» будем производить и катодные материалы, и сами батареи, используя для этого продукцию Колмозерского месторождения лития. Производство батарей — это ключевая история и для транспорта, и для различных промышленных объектов. То есть, мы экономически неэффективное и экологически болезненное производство серы переносим в Китай, а взамен получаем возможность продлить нашу цепочку создания стоимости и получить продвинутые компетенции, которые необходимы и компании, и стране».

 

«Норникель» наращивает новые компетенции в цепочке создания стоимости

«От нас никто не ждал, что мы будем уходить в другие, более продвинутые стадии создания цепочек стоимости, в частности, в батарейные материалы, в сплавы, в производство самих батарей как таковых. И вот сейчас пришло время осознать, что мы должны по этим цепочкам обязательно продвигаться.

Для этого есть несколько причин. Во-первых, санкции нас к этому подтолкнули. Требования технологического и финансового суверенитета диктуют, что у нас должна быть компетенция в производстве чувствительных элементов в цепочке создания стоимости. Конечно, международное разделение труда никто не отменял. Но в рамках этого разделения труда нужно преуспеть в том, что ты лучше умеешь делать, и привлечь сильного партнера там, где ты неконкурентен, сохранив ключевые компетенции», — рассказывает Владимир Потанин.

 

Как перенос мощностей Медного завода скажется на городе

«Безусловно, строительство мощностей в Китае синхронизировано с выбытием мощностей на Медном заводе. Это произойдет за горизонтом 2027 года, до этого мы уже реализуем наш китайский проект. Поэтому с точки зрения производственных планов и объемов процесс будет нейтральным. В дальнейшем, за счет эффекта увеличения добычи и обогащения мы ожидаем общий рост производства».

Владимир Потанин отметил, что перенос части производства позволит ликвидировать препятствие для дальнейшего развития всего Талнаха и Норильского промышленного района.

«Поэтому мы сейчас форсируем строительство третьей очереди Талнахской обогатительной фабрики, которая понадобится в цепочке увеличения производства. В идеале после реализации проекта создания плавильных мощностей в Китае у нас получается самое современное плавильное производство на Надеждинском металлургическом комбинате. Его можно будет расширить: у нас остается площадка для третьей очереди, которая нам понадобится к 2030 году, когда встанет вопрос об увеличении производства. Увеличение объемов производства — это увеличение налоговой базы как для Красноярского края, так и для страны в целом».

 

Для современного производства — новые кадры

«Речь идет не о закрытии одного конкретного предприятия, а об изменениях в подходах к хозяйствованию, к партнерству, к международному разделению труда, к созданию цепочек стоимости абсолютно на другой основе. И, как следствие, для этого будут нужны абсолютно другие кадры. Возникнет дополнительный спрос на айтишников и инженеров. Мы будем их как сами готовить в Заполярном государственном университете, так и пользоваться возможностями Сибирского федерального университета в Красноярске. Это будет иметь определенную синергию с нашим намерением быть якорным резидентом в технопарке в Красноярске».

 

Плюсы от нового партнерства

«При этом надо понимать, что проект позволит нам уйти от больших потерь, которые вызваны имеющимися сейчас трудностями с расчетами, отказами от поставок, скидками на наш металл, созданием товарных запасов».

«Как только мы осуществляем наши международные проекты, у нас фактически вся эта скидка уходит. Образуется даже плюс. Этому есть три объяснения: ликвидация дисконтов и прочих потерь; доходы от доли в СП [совместном производстве]; увеличение объемов производства за счет расшивания «узкого горла». По нашим расчетам, которые мы предоставили в правительство, в Минфин и Минпром, после реализации этого проекта «Норникель» сможет увеличить выручку на 20% в сравнении с ситуацией до начала 2022 года. Для целей бюджета мы фактически в течение четырех лет выйдем на показатели, которые почти в 1,5 раза лучше, чем то, что мы сейчас имеем, и на 20% лучше, чем 2-4 года назад».

Владимир Потанин отметил, что о проекте доложили на всех уровнях, включая президента и председателя правительства, идет взаимодействие с профильными министерствами.