![](/upload/iblock/bf6/bf64007d3a7303d2a75fba4b38e1ced6.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/590/386_220_2/590ae9b36ea8ab45c9d3fe9624d84fe2.png)
«У „Интерроса“ исторически лучше получалось с активами, которые можно потрогать руками. Добыча полезных ископаемых, производство турбин и трансформаторов для электростанций».
Владимир Потанин,
РБК daily, 2013
![Силовые машины](/upload/resize_cache/iblock/cf7/222_220_1/cf70a491773797415e0d0c35b27b3069.jpg)
ОАО «Силовые машины»:
1.Крупнейший в России инженерно-конструкторский центр, ведущий российский производитель и поставщик комплексных решений в области энергомашиностроения.
2.Объединяет ресурсы предприятий: Ленинградский металлический завод, «Электросила», Завод турбинных лопаток, Калужский турбинный завод, НПО ЦКТИ им. И. И. Ползунова, «Энергомашэкспорт», «Силовые машины — завод Реостат». 3.4-е место в мире по объему установленного оборудования.
4.Более 300 000 МВт установленной мощности в 57 странах мира: в России и СНГ, Индии, Вьетнаме, Китае, странах Латинской Америки, Африки и многих других.
5.Полный спектр основного энергетического оборудования, соответствующего мировым стандартам.
6.Располагает системой постоянного совершенствования всех бизнес-процессов компании.
История
1998 год
Команда менеджеров во главе с Евгением Яковлевым предлагает «Интерросу» осуществить инвестиционный проект по реструктуризации предприятий, работающих в области энергетического машиностроения. В результате приватизации предприятия этой отрасли лишились традиционной государственной поддержки и из-за неэффективного управления стали терять свои позиции на рынке, что сопровождалось резким снижением объемов производства. Кредиторская задолженность ведущего отраслевого предприятия ОАО «Электросила» на 1 января 1999 года достигла $20 млн (в том числе, задолженность перед бюджетом — $1,6 млн). А в отношении еще одного лидера отрасли — «Ленинградского металлического завода» (ЛМЗ) — была начата процедура банкротства.
2000 год
«Интеррос» совместно с другими российскими инвесторами приобретает крупный пакет акций ОАО «Электросила», а также по 100% ОАО ЗТЛ и ОАО ЛМЗ. В ноябре создается управляющая компания «Силовые машины». Под этим брендом происходит финансовое оздоровление приобретенных предприятий.
2002 год
В марте на объединенной конференции трудовых коллективов принимается декларация об объединении предприятий, входящих в концерн.
К этому моменту ежегодные инвестиции достигают $30-40 млн:
- приобретение основного производственного оборудования
- модернизация и ремонт основного производственного оборудования
- развитие и модернизация испытательной базы предприятий
2003 год
Во второй половине года акционеры утверждают, а органы управления осуществляют процедуры по объединению предприятий в единое юридическое лицо — ОАО «Силовые Машины». Новый бренд символизирует ответственность объединенной компании перед заказчиками — крупными компаниями в сфере производства энергии.
Реализация эффективной инвестиционной стратегии — создание нового крупнейшего российского производителя и поставщика оборудования:
• для гидравлических, тепловых и атомных электростанций
• для передачи и распределения электроэнергии
• для транспортного и железнодорожного оборудования Благодаря единой сбытовой политике концерну удается увеличить объем портфеля заказов до $2,1 млрд., что превышает показатели предыдущего года на 28%
Выход на IPO:
IPO среди российских и западных портфельных инвесторов: 17 % акций — на общую сумму более $44 млн. Акции приобретают, в том числе 10 европейских инвестиционных фондов. С декабря обыкновенные именные акции «Силовых машин» включаются в котировальный лист «Б» РТС.
Акционеры «Силовых машин» ищут пути дальнейшего развития компании. Магистральных направлений — два. Это либо привлечение в партнеры крупной российской компании с государственным капиталом, что обеспечило бы «Силовые машины» заказами, либо выход на мировой уровень и партнерство с мощной иностранной корпорацией, что способствовало бы привлечению инвестиций в развитие концерна. Рассматривается и вариант укрупнения путем слияния с «Объединенными машиностроительными заводами» (ОМЗ). В итоге его признают неэффективным.
2004 год
Акционеры «Силовых машин» рассматривают предложение о создании совместного предприятия с концерном Siemens, которому бы принадлежали около 71% акций концерна. Предполагается, что немецкая компания вложит в развитие и модернизацию «Силовых машин» около $200 млн в течение 3-5 лет. Федеральная антимонопольная служба РФ препятствует приобретению Siemens контрольного пакета голосующих акций «Силовых машин».
2005-2006 годы
Принимается решение вступить в партнерство с РАО ЕЭС, при этом привлекая Siemens в качестве миноритарного акционера.
Хроника продажи:
• 2005 г.: 22,43% акций проданы РАО ЕЭС
• 2006 г.: 20,61% акция продана Siemens
Общая сумма сделок составила $194 млн. РАО и Siemens консолидировали по 25%+1 акция «Силовых машин». 30,4% акций принадлежало «Интерросу».
2007 год
«Интеррос» продает 30,4% акций компании Алексея Мордашова «Северсталь». Сумма сделки составила $470 млн.
![Пермские моторы](/upload/resize_cache/iblock/890/222_220_1/8904640f1d71dd61462c69af9c10807b.jpg)
ОАО «Пермские моторы»:
1.Один из лидеров аэрокосмической промышленности по производству поршневых и реактивных двигателей, жидкостных ракетных двигателей, вертолётных редукторов и трансмиссий, газотурбинных установок и газотурбинных электростанций.
2.Продукция широко используется в авиации, космонавтике, промышленности и энергетике.
История
1996 год
«Интеррос» получает 29% акций ОАО «Пермские моторы» от компании «Микродин» в счет погашения долга. На этот момент у «Пермских моторов» стремительно растет кредиторская задолженность на фоне отсутствия рынков и разрушенного хозяйства.
1998 год
«Интеррос» становится крупнейшим акционером предприятий Пермского моторостроительного комплекса и приводит в объединение новую команду управленцев с антикризисной программой. В составе акционеров «Пермского моторного завода» (ПМЗ), образованного на базе реструктурированного АО «Пермские моторы», появляется американская компания Pratt & Whitney (25% ПМЗ). Головные «Пермские моторы» становятся владельцами 49% ПМЗ, «Интеррос» — 26%. Магистральным направлением новой стратегии деятельности обозначена реализация потенциала «Пермского моторного завода». Благодаря наличию западных акционеров перед компанией открываются перспективы выхода на зарубежные рынки. «Интеррос» также имеет возможность организовать продажу двигателей в лизинг, что существенно повышает их конкурентоспособность.
2000 год
«Интеррос» осуществляет поиск новых рынков сбыта продукции предприятия. В середине года заключено генеральное соглашение о сотрудничестве с «Газпромом», в рамках которого предприятия Пермского мотостроительного комплекса начинают поставки газотурбинных установок.
2002 год
В начале 2000-х годов правительством РФ обозначена новая стратегия, согласно которой, в целях национальной безопасности, крупные оборонные предприятия должны находиться под контролем государства. «Интеррос» проводит реструктуризацию активов для перехода компании под государственный контроль. Росавиакосмос и «Интеррос» подписывают соглашение, в соответствии с которым в федеральную собственность передается 37,2% акций «Пермских моторов». На совещании в правительстве РФ рассматривается проект частичной национализации холдинга. «Интеррос» завершает реструктуризацию «Пермских моторов» и официально объявляет компанию непрофильной портфельной инвестицией. «Интеррос» продает свои акции предприятий комплекса (25% ПМЗ и 25% ОАО «Авиадвигатель») ФГУП «Госинкор» за сумму, превышающую $50 млн.